МОУ «СОШ №6 с УИОП», г. Надым, ЯНАО.
В.Г. Белинский
Цель классного часа:
- поддержание интереса обучающихся к истории Великой Отечественной войны, воспитание уважения к подвигу русского народа.
Задачи классного часа:
- расширение представления детей о Великой Отечественной войне;
- воспитание гражданских и патриотических качеств обучающихся;
- воспитание уважения к героическому прошлому своей страны;
- содействие формированию личностного отношения к истории своей страны;
- формирование положительной оценки таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм;
- стимулирование желания самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.
Оборудование:
- компьютеры;
- интерактивная доска с медиапроектором;
- трансляция на 2 больших экрана;
- заготовки карточек-заданий.
Виды работы: информационные блоки, самостоятельная работа над заданиями, разбор кейсов, работа в парах и индивидуальная работа, система открытых коротких презентаций или питчинг (от англ. «pitch» – выставлять на продажу), предусмотрен интерактивный формат работы класса, в том числе с выходом в сеть Интернета.
Алгоритм технологии мастер-класса:
1. Подготовка к выполнению группового задания:
- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
- инструктаж о последовательности работы;
- раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая и индивидуальная работа:
- знакомство с материалом, планирование работы в группе;
- распределение заданий внутри группы;
- индивидуальное выполнение задания;
- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
- обсуждение общего задания группы;
- подведение итогов группового задания.
3. Заключительная часть работы:
- сообщение о результатах работы в группе;
- анализ познавательной задачи, рефлексии.
Ведущим инструментом деятельности является занятие, организованное в режиме активного включения ученика в поисковую деятельность с использованием групповых технологий и созданием на занятии атмосферы комфорта, взаимоуважения, толерантности.
План классного часа:
I. Организационный момент.
II. Деление на группы.
III. Выполнение практической части.
IV. Обсуждение результатов.
V. Рефлексия.
Ход классного часа:
I. Организационный момент.
II. Деление на группы.
Класс делится на группы для решения конкретных задач.
Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться творческие возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Численность группы 4-5 человек.
Каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
III. Выполнение практической части.
(Работа в группах. Выполнение заданий).
Основные периоды Великой Отечественной войны
Задание 1 группе: Определите хронологическую последовательность событий Великой Отечественной войны и составьте рассказ «Основные периоды Великой Отечественной войны».
Предлагается «перепутанный» источник, тексты событий Великой Отечественной войны.
Виды деятельности: Анализ исторических источников (документов) один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.
Основные сражения.
Задание 2 группе: Составьте кластер (опорный конспект) «Основные сражения Великой Отечественной войны».
Предлагаются электронные кейсы картин боев и сражений:
Брестская крепость
Ленинград. Блокада. Подвиг.
Черноморский флот
История и фотографии Волгограда
Сталинградская битва
Курская битва
Виды деятельности: Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Позволяет систематизировать информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.
Города-герои.
Задание 3 группе: Составьте рассказ о городах-героях.
Предлагаются фотографии городов-героев, интернет-источники:
http://gl9may.ru/ - на сайте собраны сводки Совинформбюро, большое количество фронтовых фотографий,описания Городов-героев и Городов воинской славы. Предоставлена информация обосновных сражениях Великой Отечественной, о военной технике и вооружении, советских наградах. Интересная подборка фронтовых историй, присланных посетителями сайта.
Виды деятельности: Составление древа понятий. Данный порядок работы с исторической терминологией позволяет всесторонне раскрыть историческое понятие, добиться научного и эффективного приращения знаний и умений обучающихся в практической деятельности
Ямальцы на дорогах войны
Индивидуальное задание:
Разработать питчинг (короткую презентацию) о воинах - героях Ямала «Ямальцы– Герои Советского Союза».
Предлагается информационный блок о воинах - ямальцах, их биографии, послевоенная судьба и боевой путь, шаблоны презентаций, архивы фотографий в интернете.
Виды деятельности: Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. Известно, что без знания личностей знание истории не может быть полным. Составляя биографические справки-характеристики ученики не только знакомятся с биографическими данными исторических личностей, но и классифицируют информацию по рубрикам: созидание и разрушение, а на основе оценок деятельности личности, историками и современниками, учатся давать собственную аргументированную оценку.
Песни военных лет
Задание 4 группе: Подготовьте выступление от своего лица (1-2 мин.) «Как песни военных лет помогали солдатам на фронте».
Предлагается в подготовке использовать сайт: http://video.bigmir.net/tags/127316/264457/великая+отечественная+война-песни+к+9+мая/- сайт bigmir) net видео (видео Великая Отечественная война + песни к 9 мая).
Виды деятельности: Анализ исторических музыкальных источников (документов).
Географический обзор военных действий. Парад Победы.
Задание 5 группе: На интерактивной карте зафиксируйте с помощью временной шкалы наиболее значимые, поворотные исторические события в Великой Отечественной войне, которые, по вашему мнению, должны сохраниться в памяти людей и войти в главы учебника истории.
Предлагается соединение исторических событий с военными действиями армии и судьбами людей на интерактивной карте:1)План Барбаросса; 2) Коренной перелом в Великой Отечественной Войне; 3) Капитуляция Германии; 4) Парад Победы.
Виды деятельности: Работа с интерактивной картой. Этот вид деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве. К.Д. Ушинский писал, что «историческое событие, ход которого я могу проследить по карте, врезается в мою душу гораздо прочнее и вызывается из нее гораздо легче, чем то, которое совершается для меня в воздухе…»
Сайт интерактивной карты
http://www.pobediteli.ru/contents.html
IV. Обсуждение результатов. (Диалог с учениками).
Представление работ и объяснение выполненных заданий.
V. Рефлексия.
Источники информации:
1. http://victory-day.ru/- сайт праздника День Победы России в Великой Отечественной войне.
2. http://video.bigmir.net/tags/127316/264457/великая+отечественная+война-песни+к+9+мая/- сайтbigmir) netвидео.(Видео Великая Отечественная война + песни к 9 мая).
3. http://www.9maya.ru/- сайт «9 МАЯ.RU»
4. http://soldat1941-1945.narod.ru/index.html- сайт о солдатах Великой Отечественной войны, совершивших свой ратный подвиг ради жизни других и заснувших крепким вечным сном.
5. http://soldat1941.narod.ru/ - фотоархив Великой Отечественной войны. В архиве представлены уникальныефотографии, сделанные солдатами Вермахта преимущественно на оккупированной территории Советского Союза. Советская и немецкая техника, военнопленные солдаты РККА, население городов и деревень, города и населенные пункты.
6. http://war1945.ru/ - сайт посвящен Великой Отечественной Войне, на нем вы найдете уникальные статьи иматериалы, которые никогда еще не были опубликованы.
7.http://paradpobedy.ru/- интернет-проект приурочен к 65-й годовщине победы нашей страны в ВеликойОтечественной войне.
8. http://soldat1941-1945.narod.ru/index.html- сайт "Солдат 1941-1945". Этот сайт о солдатах Великой Отечественной войны, совершивших свой ратный подвиг ради жизни других и заснувших крепким вечным сном...
9. http://gl9may.ru/ - на сайте собраны сводки Совинформбюро, большое количество фронтовых фотографий,
описания Городов-героев и Городов воинской славы. Предоставлена информация об основных сражениях ВеликойОтечественной войны, о военной технике и вооружении, советских наградах. Интересная подборка фронтовых историй,присланных посетителями сайта.
10. http://spasibodedam.ru/article/96-severnyie_morskie_konvoi - сайт Спасибо деду за Победу!